Предметно-пространственная развивающая среда (паспорта групп)
Паспорт Второй младшей группы
Пояснительная записка:
Группа — центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ.
Центром всей воспитательно-образовательной работы группы является предметно – пространственная развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа — это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя — сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.
Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.
Группу возглавляют два воспитателя, назначенные заведующим ДОУ.
Задачи группы заключаются в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал воспитанника, а именно:
1.Оказание своевременной квалифицированной адресной консультативно — методической помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей.
2.Побуждать педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, квалификации и общего образовательного уровня
- Создание условий для творческой работы детей, совершенствования их знаний, умений, навыков.
Профилактическая работа предусматривает:
- Координацию деятельности группы и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
- Своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально – волевой сферы ребенка.
- Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение компетентности родителей.
Развивающая работа воспитателя предполагает разработку и осуществление задач работы группы, календарного тематического плана, предусматривающих:
- Организацию развивающей предметной среды в группе, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
— Обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
— активизация родителей в разработке атрибутов и методических пособий.
- Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
— формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
— анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
— анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;
- Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.
- Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников
Консультативная работа включает:
— консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
— консультирование родителей по их запросам;
-проведение совместных консультаций для работников образовательного учреждения с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.
Нормативно-правовой и методической базой Паспорта средней группы, отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов явились:
- Закон РФ «Об образовании»
- Новый СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
- Конвенция о правах ребенка
- Инструктивные письма
- Закон об образовании
- Концепция дошкольного образования
- Обязательный минимум образования
- Научно-методическое обеспечение регионального компонента содержания дошкольного образования
- Положение о государственном гимне и гербе
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васидьевой
- Г.А. Каше, Т.Б. Филиченко, Г.В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи 7 года жизни»
- Т.А. Ткаченко «Программа развития связной речи у дошкольников 4 – 7 лет»»
- Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина , «Раз – ступенька, два – ступенька для детей 5-6 лет», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова « Игралочка 3-5лет»
- ОБЖ. Разработки занятий Н.Н Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина
- Я, Ты, Мы социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
Возрастные особенности психического развития детей
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Задачи воспитания и обучения
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.
Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.
Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.
Формировать элементарные математические представления. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и развивать образ Я.
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.
Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.
Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться, для игры, в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.
Функции предметно-развивающей среды
познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность
коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
интеллектуально-познавательная – создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.
В группе созданы условия для психосоциального развития детей:
- спокойная и доброжелательная обстановка;
- внимание к эмоциональным потребностям детей;
- организация игр и бесед с детьми;
- предоставление самостоятельности и независимости каждому ребенку;
- предоставление возможности каждому ребенку самому выбирать себе партнеров для общения;
- созданы условия для развития и обучения.
Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в группе
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности, динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости – закрытости;
- принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.
Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.
В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.
Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.
В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Пример:
- На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
- Одна из стен – «стена творчества» — предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
- Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д., всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей(например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.
Принцип стабильности динамичности развивающей среды
В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
Принцип открытости – закрытости
Может быть представлен в нескольких аспектах.
- Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
- Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.
С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
- Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
- Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
«Центр экспериментирования»
Задачи:
Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты и манипуляции с водой, песком. Знакомить с материалами (дерево, бумага, глина, камни, земля, снег),их свойствами (прочность, твердость, мягкость, влажность и т.д.) Учить овладевать: установлению физических закономерностей представлениями об объёме, форме, признаках веществ, и познанию свойств и возможностей материалов.
- Камни, земля, глина, песок, снег;
- Ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
- Стол с клеенкой;
- Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей;
- Формочки для изготовления цветных льдинок;
- Мыльные пузыри;
- Магниты;
- Электрические фонарики;
- Кулёчек с небольшим отверстием (узоры на цветной дорожке);
- Бумага, фольга;
- Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны;
- Маленькие зеркала.
Центр «КНИГИ»
Задачи:
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения; Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихотворения; Продолжать способствовать формированию интереса к книгам; Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
- Детские книги: рассказы, сказки, стихотворения по программе;
- Книжные иллюстрации в соответствии с сюжетом сказки;
- Портреты писателей и поэтов;
- Книжки раскраски;
- Стол для рассматривания детьми книг;
«Центр познания»
Задачи:
Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
Знакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник;
Развивать умение ориентироваться в пространственных направлениях от себя;
Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.
1. Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы,различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат)
2.Лото, домино; 3. Рамки-вкладыши с геометрическими формами разными по величине (4цветов) 8шт;
4.Полоски различной длины, ширины
5. Алгоритмы (игры по условному знаку-стрелке, показывающей направление движения в пространстве, порядок расположения предметов, геометрических фигур);
6.Счётные палочки;
7.Мелкая и крупная геометрическая мозаика
8.Набор игрушек для создания множества групп;
9.Картинки с изображением последовательных событий;
10.Матрёшки трёх, четырёхсоставные;
11.Пирамидки на корпусной основе из колец одного размера, чередующихся в определённой последовательности;
12.Разные картинки (мяч большой и маленький, лопата красная и зелёная, ведерки красное и желтое).
«Центр природы»
Задачи:
Учить детей знать и называть некоторые растения животных и их детёнышей;
Учить наблюдать за птицами знать их названия;
Учить отличать и называть по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды; Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань); Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года.
- Дидактическая кукла с набором одежды по временам года;
- Макет панорама леса в разные времена года;
- Коллекции камней, ракушек, грибов;
- Игротека экологических и развивающих игр;
- Картины-пейзажи по временам года;
- Комнатные растения с крупными и мелкими листьями;
- Муляжи овощей и фруктов;
- Календарь природы;
- Материал для развития трудовых навыков (лейки, тряпочки для протирания листьев, тазики для воды);
- Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цвет, плод);
- Иллюстрации зверей (домашних и диких, птиц, насекомых;
- Серии картин животные и их детёныши;
- Наглядно дидактические пособия: Зима, Осень, Весна, Лето;
- Дидактические игры по природоведческой тематике.
«Центр конструирования»
Задачи
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек;
Учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры);
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
- Конструкторы различного размера;
- Схемы построек;
- Напольный конструктор из дерева;
- Строительный материал из коробок разной величины;
- Мозаика, пазлы;
- Игры со шнуровками и застёжками;
- Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
«Центр Сюжетно-ролевых игр»
Задачи:
Воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться, распределять роли, обогащать словарный запас детей, развивать речь, учить играть группами.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
- Касса, весы;
- Корзины, овощи, фрукты;
- Кошельки, деньги, сумки.
Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»
- Рули;
- 2. Инструменты;
- Разобранные машины;
- Фуражка регулировщика;
- Жезл, свисток;
- Светофор.
Сюжетно-ролевая игра «Мастерская»
- Набор инструментов (молоток, отвёртки, гаечный ключ, шланг, насос, клещи;
- Набор различных машин.
Сюжетно-ролевая игра «Прачечная»
- Гладильная доска;
- Утюги;
- Тазики, тряпочки;
- Прищепки.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
- Зеркала, расчёски, фен;
- Накидки, ножницы, парфюмерные наборы.
Центр «Социально-эмоционального развития»
Задачи:
Знакомить детей с ярко выраженными эмоциями (смех, слёзы, радость, печаль); Учить проявлению заботы и доброго отношения детей к взрослым, детей друг к другу; Формировать представления о полу ролевых отличиях мальчиков и девочек.
- Иллюстрации с ярко выраженными эмоциями;
- Фотоальбомы детей группы;
- Кукла – мальчик, кукла — девочка;
- Иллюстрации с изображением взрослых людей разного пола;
Центр «Театра»
Задачи: Пробуждать интерес детей к театрализованной игре; Учить детей имитировать характерные действия персонажей; Вызывать желание действовать с элементами костюмов.
- Виды театра: настольный, пальчиковый, теневой;
- Маски, шапочки, атрибуты для ярмарки (шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки);
- Игрушки-забавы;
- Наглядно-дидактические пособия серии: «Рассказы по картинкам», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»;
- Аксессуары сказочных персонажей;